Второй день конференции: маркетинг и взаимодействие с госорганами в доменной индустрии, бизнес-модели национальных регистратур
Второй день конференции открылся секцией «Маркетинг и просветительская деятельность, взаимодействие с государственными органами», и первым в ней выступил Вим Дегезель (Wim Degezelle), CENTR. Он рассказал о практическом опыте CENTR в области информирования и образования участников доменного рынка. «CENTR – платформа, дающая возможность договориться между собой различным национальным регистратурам, и одна из наших главных задач – поддерживать эту коммуникацию и помогать людям найти общий язык», - отметил Вим.
Йоук Брэкен (Joke Braeken), EURid (.eu), рассказала о
маркетинговых и образовательных инициативах в домене Евросоюза .eu. «Мы работаем
связующим звеном между различными государствами Евросоюза, - сказала Брэкен, - и
постоянно устраиваем совместные мероприятия в разных странах. Кроме того, мы
постоянно проводим различные тематические мероприятия, например, по DNSSEC». О
государстве как участнике доменной индустрии рассказал Мартин
Бойл (Martin Boyle), Nominet (.uk). «Люди считают государство
ответственным за инфраструктуру, и государство в связи с этим становится
заинтересованной стороной в развитии интернета и обеспечении стабильности сети. Мы,
в свою очередь, заботимся о том, чтобы у представителей доменной индустрии и у
госорганов не возникло столкновения интересов». Наташа Дюканович
(Nataša Djukanović), dotME, представила бизнес-модель домена .me –
национальной доменной зоны Черногории. «Домену .ME всего три года, но мы уже готовы
поделиться определенным опытом. В домене сейчас уже зарегистрировано около 550
тысяч имен. Только 3,5 % всех доменов в .me зарегистрировано жителями Черногории,
все остальное – жителями других стран. В течение прошлого года мы активно
занимались популяризацией домена среди конечных пользователей, и сейчас я могу
уверенно сказать, что наш домен стал цифровым послом Черногории в мире».
Андрей Хветкевич, DRS.UA, рассказал о принципах успеха домена
.ua на рынке: «Одним из наших нововведений стал бесплатный домен pp.ua, с помощью
которого пользователи могут оценить, нужно ли им доменное имя, и решить, как они
будут его использовать, после чего они уже могут приобрести имя в платном домене
.ua. Для ускорения перехода регистраторов на новый протокол EPP мы предоставили им
скидки, благодаря чему уже почти 50% из них сейчас успешно пользуются новым
протоколом». Завершил секцию доклад Виктории Бунчук, RU-CENTER,
посвященный инициативам RU-CENTER в области интернет-просвещения государственных
органов. «Мы начинаем образование госорганов с основ, - сказала Виктория. –
Рассказываем, чем доменное имя отличается от сайта, как регистрировать и продлевать
домен, как выбрать между доменными зонами .RU и .РФ, зачем регистрировать несколько
вариантов названия и как уберечь себя от интернет-мошенничества. Только помогая
госорганам понять принципы работы доменной отрасли мы сможем наладить продуктивный
диалог с ними».
Секцию, посвященную бизнес-моделям национальных регистратур, открыл Лоик Дамилавиль (Loic Damilaville), AFNIC. Он рассказал об экосистеме доменов .fr и .re и об эволюции рынка, связанной с появлением новых доменов верхнего уровня. «Я думаю, что домен .com с появлением новых доменов перестанет быть преобладающим на рынке. Появятся новые каналы коммуникации», - отметил он. Нурлан Исин, KazNIC, рассказал присутствующим об особенностях работы казахского домена .kz. «KazNIC выполняет, в основном, технические функции по обеспечению работы домена .kz, а регулирующим органом его работы является Министерство связи и информации Казахстана. В домене сегодня работает 12 аккредитованных регистраторов, а всего в .kz зарегистрировано 61,688 доменных имен, причем 85% из них – гражданами Казахстана. Помимо этого, недавно ICANN одобрил заявку на IDN-домен для Казахстана - .каз», - рассказал Исин. Татьяна Форсюк, Hostmaster, рассказала о реалиях и перспективах доменного пространства .ua. «Свой домен есть у каждого 20-го интернет-пользователя в Украине», - отметила Татьяна, - но регистрация доменов второго уровня сейчас доступна только владельцам торговых марок. В связи с этим в домене создана распределенная система доменных зон, включающая в себя, например, зону общего пользования com.ua, «географическую» зону kiev.ua и некоторые другие. В настоящее время мы проводим реорганизацию домена .UA и вносим изменения в правила регистрации». Конференция завершилась докладом Назгуль Курманалиевой, посвященным обзору национальной регистратуры .kg.